Стеклопластик – материал, который используют в производстве для изготовления кузовов некоторых автомобилей. Кузовные запчасти из стеклопластика не отличаются особой прочностью. Но у материала есть ряд неоспоримых преимуществ по сравнению со сталью:
- Его легко ремонтировать;
- Материал устойчив к воздействию влаги;
- Обладает низкой теплопроводностью;
- Прост в работе, легко монтируется;
- Отремонтированные детали имеют долгий срок службы;
- Умеренная цена ремонт автомобиля с кузовом сиз стекловолокна;
- Он не подвержен воздействию ржавчины.
Чтобы выполнять работы со стекловолокном, помимо стандартного набора инструментов для мастерской, необходимы:
- Резиновые перчатки;
- Емкость, к которой будет смешиваться состав для обработки;
- Лопатка, с помощью которой будет перемешиваться клеевой состав;
- Кисть для покраски 3,75 см;
- Старые газеты в большом количестве.
Без покрасочного валика можно обойтись, но его наличие будет полезным. Удалять смоляную смесь на кистях можно при помощи раствора для снятия смолы, так как она на кистях затвердевает. Можно удалять остатки смолы при помощи моющего порошка. Густая паста из него, для приготовления которой используется горячая вода, может снять остатки смеси до того как, как клеевой состав затвердеет. Применение ацетона зачастую небезопасно, хотя это и эффективный очиститель.
Во время работы надеваются защитные резиновые перчатки. Работая с жидкой смоляной субстанцией, нужно наносить на кожу под перчатки защитный крем. Респиратор поможет защитить лицо и органы дыхания от попадания опасных частиц во время резки и сглаживания.
Резку и сглаживания желательно проводить вне помещения. Если работы проводятся внутри, то рядом не должны присутствовать дети или животные.
Краткие сведения о стеклопластике
Понятие стеклопластик появилось в результате сокращения. Более верное название фибергласс – торговая марка в США. Она специализируется на выпуске силиконовых или по другому «стеклянных» нитей. Именно из плотно прижатых друг к другу таких нитей и формируется матовая основа, называемая всеми стеклопластик. Наиболее верное определение данному материалу – пластик, который усилен с помощью стекла. Его отличие от обыкновенного пластика в том, что он не подвержен влиянию тепла, поэтому не размягчается. Имея небольшую массу, он обладает большей прочностью, чем некоторая сталь.
Волокна материала, которые толще, формируются из соединенных между собой тысячами нитей, имеющих микроскопический размер. Они едва заметны для глаза и являются основой. Цвет основы выглядит белым, но в реальности такой цвет имеет вещество, связывающее и удерживающее нити между собой, чтобы они приняли в результате форму в виде листа. Понимание особенностей этого объединяющего вещества необходимо будет при пропитывании смолой основы.
Полистирольная смола (эпоксидка) является мономером, который состоит из цепочек большой длины. Из него образуется длинная последовательность молекул в виде линии, которая похожа на якорную цепь. Цепочки из молекул находятся друг над другом, когда смола приобретает состояние жидкости. В смолу добавляют отвердитель, который приводит к химической реакции. Эпоксидная полироль нагревается, а из цепочек молекул образуется сложная сетка с пересечениями.
Большее количество отвердителя, чем необходимо приводит к более быстрому застыванию эпоксидной полироли и выделению тепла в большом количестве. Чем больше нагревается эпоксидка, тем быстрее она затвердевает. Когда на улице теплая погода, то количество отвердителя лучше уменьшить. Ведь с быстро застывающей эпоксидной смесью сложно выполнять ряд некоторых работ. При низких температурах лучше добавлять увеличенную порцию отвердителя или прогревать обрабатываемую зону больше. От чрезмерного количества тепла или отвердителя эпоксидная полистироль расслаивается. У смолы твердая и хрупкая структура. Объединяясь с основой со стекловолокна, образуется вещество, имеющее большую прочность, чем каждого из них, взятых отдельно. Такими особенностями и явлениями пользуются не только, работая со стекловолокном. Таким образом, усиливают бетон, из которого получается железобетон.
Сам по себе отвердитель не связан с застыванием смолы, как описано выше. Чтобы происходила такая реакция в смоле должно быть примешано вещество, называемое кобальтовым нафте-натом. По-другому называется акселератор или ускоритель реакции. В большинстве смол, которые находятся в продаже, уже присутствует данный компонент, но его можно приобрести и отдельно. Чем больше доля акселератора, тем быстрее она застывает. Лучше отдать предпочтение смоле, содержащей в составе ускоритель. Покупая готовую смесь, вы будете уверенны, что количество акселератора будет выверено и просчитано, чтобы смола затвердевала сильно и надежно.
Соблюдайте меры предосторожности! Ни в коем случае не смешивайте отвердитель с ускорителем в чистом виде! Такая смесь взрывоопасна!
На рынке представлены разные эпоксидных полистиролей и акселераторов, которые предназначены для разных видов работ.
Рекомендации по работе со стекловолокном
Устраняя точечные повреждения, на детали кузова из стекловолокна, не нужно пытаться сделать всю работу за один раз. Если наложить материал из стекловолокна сразу на несколько участков, то обрабатывать поверхность становится трудно, усложняется ремонт и вся эта «картина» выглядит неопрятно. Пока не выработается навык работы с материалом, лучше обрабатывать за раз по небольшому участку панели.
Панель, с которой будут проводиться работы, следует очистить от краски полностью. Так будет видно, какие участки обработать, определит степень повреждения. Даже обладая ювелирным навыком скрыть переход от новой краски к старой, вы не можете быть уверенны в том, что растворитель в составе свежей краски может повлиять на старую. Пропустив этот шаг, может случиться так, что слой старой краски начнет вздуваться, а вокруг места, где проводился ремонт, через несколько месяцев образуются небольшие углубления.
Для удаления старой краски можно использовать разные подходящие по составу растворители. Многие из них могут размягчить гелевую оболочку кузова. Через некоторое время оно застынет, но на нем могут остаться следы от скребка. На поверхности из стекловолокна лучше использовать специальные составы, которыми можно удалять краску. Их действие медленнее и деликатнее, чем у обычных растворителей. Полностью удалив краску можно приступать к работам, тип которых зависит от того, с какой, какой характер имеет повреждение и его масштаб.
Чтобы результат ремонта при помощи эпоксидной полироли сохранились на длительное время, нужно придерживаться следующих правил:
- Просушивать полироль необходимо не менее суток;
- Просушка проводится при температурах 15-25 градусов;
- Исключите попадание прямых солнечных лучей на материал;
- Необходимо загладить обрабатываемую поверхность и избавить ее от дефектов;
- Обработать каждую деталь, особенно, если кузову больше года;
- Обезжирить поверхность, обработать средствами, которой удаляют остатки силикона.
Накладывание заплат
Сначала потребуется вырезать кусок основы из стекловолокна подходящего по размеру (оторвать или отрезать). В емкости смещайте нужное количество эпоксидного полистирола и отвердителя, хорошо перемешайте. В инструкции от производителя указывают необходимые пропорции для приготовления смеси. Необходимо учитывать, что в холодное время года нужно использовать большее количество отвердителя, чем в теплое.
Порядок работы с повреждением следующий:
- нанести толстый слой клеевой смеси на поврежденный участок;
- наклеить основу из стекловолокна;
- наносить мазками клеевой состав, того момента, как основа не приобретет прозрачность.
Не спешите пропитать заплатку быстро. Нанесите слой смоляной смеси сначала на всю деталь. Верните в место, с которого начали, и пропитывайте уже обильнее.
При помощи валика нудно прикатать основу в каждом направлении, закрепляйте смесь на ней. Смесь на валике может застывать, поэтому его можно обжечь. Такая обработка должна проводиться вне помещения, так как в воздух выделяются опасные испарения. Как только работы будут закончены, нужно очистить руки и инструмент (кисть, валик) от остатков смолистого состава.
Устранение трещин
Под механическим воздействием на кузове из стеклопластика часто образуются дефекты в виде трещин различного вида, в том числе и звездообразных. Используя дрель с абразивным диском, нужно полностью зачистить поверхность вокруг трещины. Выполнять зачистку нужно до того момента, пока полностью не будут видны все трещины. Следующим шагом будет нанесение на поверхность слоя смолы. После застывания нанести обычным способом наполнитель для кузовов.
Чтобы обработать трещины большей глубины, нужно действовать по такому же принципу. Плоскость нужно обработать глубже, поверх трещины со слоем клеевой смеси нанести основу из стекловолокна в один-два слоя. Завершающим этапом наносится наполнитель. Если повреждения затронули большой объем поверхности панели, то с ее тыльной стороны рекомендует наложить два слоя стекловолокна.
Устранение дефектов
Если на корпусе присутствуют различные повреждения, то их устраняют с тыльной стороны детали. Пропустить эту обработку можно только, если это небольшие звездообразные трещины. Так можно не только восстановить панель полностью, но и скрыть следы ремонта с лицевой стороны. Транспортные средства, с кузовом из двухслойного стеклопластика, ремонт может проводиться в таком порядке:
- с внутренней стороны детали вырезают заплатку и накладывают ее снаружи;
- часть изнутри, где взята заплатка, можно восстановить, используя базовую технику ремонта позже. О не подробнее написано ниже.
После проведения ремонт небольших повреждений, с внешней стороны отверстия можно заклеить лентой. Область вокруг дефекта радиусом около 15 сантиметров очищается при помощи электродрели с диском с абразивом или шлифовальной машины. После обработки на деталь наносят 5-6 слове пропитанного в клеевом составе стекловолокна.
Когда клеевой состав застынет, с лицевой стороны нужно удалить остатки смеси, которая проникала по краям маскирующей ленты. Чтобы наполнитель смог как следует закрепиться, нужно обработать поверхность около заплатки радиусом 5-6 сантиметров.
После обработки нужно нанести толстый слой наполнителя на заплатку и на область вокруг нее. Не нужно сглаживать обнаруженные дефекты. Качественный ремонт могут сильно испортить дефекты и углубления в детали. Когда обрабатывается поверхность, ошибку с определением уровня почти невозможно увидеть, но после нанесения на нее краски, оплошности станут сразу заметны.
Не стоит обращать внимание на микроотверстия в виде небольших кратеров, где проступают воздушные пузыри, попадающие в наполнитель во время перемешивания до того момента, как плоскость не будет сглажена и покрыта грунтовкой. Отверстия микро размера замазывают жидкой шпаклевкой на основе целлюлозы и окончательно сглаживают плоскость под покраску.
Капитальный ремонт кузовов из стеклопластика
Различия между капитальным ремонтов и обычным отличается лишь масштабом, но на степень сложности это не влияет. Если не требуется замета запчасти из стеклопластика, то, так же как и при ремонте панелей из стали, повреждение устраняется наложением ремонтной заплатки. Главное различие, что при ремонте стеклопластиковых панелей нет необходимости подгонять заплатки точь-в-точь по размеру, как с заплатками из стали.
Повреждения стеклопластикового кузова при столкновении с препятствием напоминают яичную скорлупу. Размеры и формы осколков не меняется. Поэтому можно снова сложить осколки кузова, последовательно скрепляя их один за другим.
В месте, где накладывается заплатка, с помощью алюминиевых пластин, крепящихся в нескольких местах по периметру повреждения с внешней стороны, удерживается ремонтируемая панель. Чтобы закрепить пластины необходимо просверлить в них отверстия. Делать это желательно до того, как лист будет разрезаться на платины, так безопаснее и проще. В детали из стеклопластика просверливают отверстия. Используя саморезные винты, пластины крепят на деталь.
Если в работе используются заклепки, которые потом просто будут высверливаться, то они не должны быть изготовлены из стали. Так как их остатки, которые будут находиться внутри восстанавливаемой панели, будут вызывать коррозию, а на кузове будет проявляться ржавчина.
При помощи маскирующей ленты закройте места соединения заплаты с панелью, чтобы исключить попадание излишков смолы из щелей на другие места панели. Таким образом, вы убережете себя от лишней работы связанной с очисткой кузова. Когда будут проведены работы по зачистке внутренней плоскости, как было ранее описано в ремонте мелких повреждений, на нее в 5-6 слоев прикладывают по всей длине соединения полоски из стекловолокна шириной около 15 сантиметров. Как стеклопластик полностью затвердеет, нужно снять удерживающие алюминиевые платины. Обычно для полного застывания необходимо не менее суток, а в при низких температурах еще больше. Если использовать скрепляющие платины с внутренне стороны, то после ремонта они будут покрыты несколькими слоями пропитанного смолой стекловолокна. Проще потом выполнить ремонт внешней поверхности, используя наполнитель, чем «отдирать» из застывшего стекловолокна.
Чтобы соединение получилось более крепким, то края ремонтируемой панели нужно оформлять со скосом вниз, а края отверстия скашивать вверх. При наложении заплатки, получится совпадение скосов. Заплатка будет опираться на внутренний поддерживающий слой с тыльной стороны. Заплатка немного будет проседать, а выровнять поверхность нужно используя несколько слоев стекловолокна, пропитанного смолой. Процедура выравнивания повторяется до того момента, пока на поверхности не образуется небольшой выступ. После этого можно приступать к сглаживанию поверхности и устранению дефектов при помощи наполнителя.
«Савим-авто» предлагает изготовление кузовных деталей стеклопластика на заказ с гарантией качества. У нас большой ассортимент готовых новых и б/у запчастей.