Стеклопластик: чем так популярен? Применения и отличительные свойства материала
Стеклопластик является композиционным стройматериалом, в составной части которого находится стекловолокно со связующим компонентом. Это армирующий элемент, который обеспечивает необходимые характеристики прочности. Связующим выступает добавка. Она равномерным образом распределяет усилия у волокон, обеспечивает безопасность.
Наполнителем выступает синтетический состав, связующая эпоксидная, полиэфирная, кремний-органическая или фенольно-формальдегидная смола. Она дает стройматериалу высокую смачивающую способность и хорошую адгезию.
Свойства
От иных стройматериалов, стеклопластик отличается свойствами. Он обладает следующими характеристиками:
- малым весом;
- повышенной механической стойкостью;
- коррозийной устойчивостью;
- устойчивостью к температурным перепадам;
- пониженной тепловой проводимостью;
- повышенным показателем диэлектрики;
- относительно пониженной производственной стоимостью.
Стройматериал имеет хорошую стойкость при статическом изгибе с растяжением и сжатием. В зависимости от связующего элемента, этот показатель колеблется от 150 до 600 мегапаскаль. По физико-механическим свойствам, он сравним со сталью. Абсолютный показатель прочности у него пониже, чем у стали, однако он отличается большой удельной прочностью. Стеклопластиковый вес в три с половиной раз меньше, вес нескольких конструкций равной прочности отличается больше в пару раз.
Плюсами компонента служит повышенная инертность к кислотной, щелочной, солевой агрессии и ржавчине. Он устойчив к разному виду бытовых загрязнителей, моющих средств, не поддаваясь действию большого количества разных растворителей. Материал отличается стойкостью к химико-бактериальному действию. На нем не образуется гниль. Он не разлагается в течение многих лет. Компонент не становится тусклее на солнечном свете, хорошо держит лакокрасочный состав.
Среди отрицательных характеристик, можно указать, что стеклопластик является хрупким материалом. Он подвергается изнашиванию (на объекты нужно наносить защитные спецпокрытия). На нем образуется канцерогенный вид пыли во время физической обработки (при работе со стеклопластиковыми изделиями стоит изучать правила проведения соответствующих мероприятий по защите). Минусом является зависимость качества выпущенного изделия от процесса его создания. Особенно это бывает важно, когда создается кузов из стеклопластика. Недостатком можно назвать анизотропию прочности.
Производство стеклопластика
В течение длительного времени стеклопластик использовался только в космических технологиях, авиационной сфере и в судовом строении. Свойства спецматериала не использовались в промышленной среде, поскольку не была продумана технология массового производства профилей, имеющих заданные конфигурации с размерами. Положение поменялось, когда была открыта пултрузионная технология производства композитных материалов.
Тем не менее, производится он просто. Технология состоит в протягивании волокна армирования через прогретое вещество связующего типа. Количество видом использования технологии большое. Есть горизонтальные производственные линии с вертикальными участками производства. При малых производственных объемах применяется ручной вид формования изделий или метод немеханического напыления стекловолокна.
Сфера применения стеклотекстолита
Сегодня стеклопластик — один из лучших композиционных материалов, который сочетает в себе лучшие качества со сниженной ценой. Его можно окрашивать. На него можно наносить различные покрытия. Им можно механически обрабатывать поверхности. Технические параметры стеклопластика обуславливают его востребованность в разных производственных видах. Особенно часто можно встретить кузовные запчасти из стеклопластика. Он активно применяется в авиации, отрасли космоса, автомобилестроении, судостроении, электротехнике, нефтегазовой промышленности, строительной сфере, ЖКХ, домашней электротехнике, наружном маркетинге.
Судостроение с производством емкостных сооружений
Судовое строение является отраслью, которое инициировало производственное развитие стеклопластика в производственном масштабе. Большая корпусная часть малотоннажного флота на сегодняшний день готовится из указанного стройматериала. Есть весельные с моторными лодками, спасательными шлюпками, гоночными суднами, крейсерными кораблями высшего класса, рыболовными суднами, катерами, скутерами, катамаранами и иными плавательными средствами.
Кроме судовых каркасов из стеклопластика выпускают палубы с кабинами, крыльями, ходовыми мостами, крышками люков и двигателями. За последнее время выпускаются емкости разных видов. Реализуются в магазинах ванны, пруды и бассейны.
Автомобилестроение
В автомобильной промышленности стеклопластик используется, чтобы изготовить кузовные детали, обвесы. Из него изготавливаются конструкции багажного крепления на крыше, интерьерные салонные детали. Он применяется для создания корпусов гоночных машин или болидов. Из него изготавливаются для спортивных машин крыши с капотами, багажными крышками. Особенно популярны двери из стеклопластика.
Компонент не подвергается ржавчине во время повреждения его поверхности. При деформации и ударе поверхность просто восстанавливается. Капот из стеклопластика хорошо поддается окраске. Композиционный материал, по сравнению с металлам, нуждается в меньшем количество лакокрасочного состава. Он позволяет достигнуть нужного оттенка. Благодаря сочетанию этих качеств, можно в значительной мере снижать стоимость производства с ремонтом транспорта.
Водоснабжение и канализация
Композиционный материал широко применяется во время производства труб повышенного давления. Он используется активно для реализации объемных коллекторов стоков. Стеклопластик удобен для монтажа из-за своего небольшого веса. Он может прокладываться под машинными проездами, не применяя добавочных защитных гильз. Они исполняют функции гильз нередко для иных труб. Конструкции не подвергаются ржавчине. Для них не нужно устанавливать катодную защиту.
Повышенная прочность стройматериала помогает создавать сооружения, имеющие большую вместимость при малых толщинах стен, достигать цены, которая сопоставима классической технологии создания емкостей, имеющих водонепроницаемый железобетон. Понимая долговечность его, не нужен особый уход с ежегодным ремонтом.
Строительство
Материал широко применяется в строительной сфере. Он используется в качестве заменителя некоторых металлических, каменных конструкциях. Возможность замены определяют прочностные характеристики с декоративными свойствами и ценовыми показателями.
В малоэтажном строительстве при заливке фундамента с бетонными стенами используется стеклопластиковая арматура. В высотном домовом строении из композита изготавливаются фасады с лепниной, декоративным украшением. Профиль материала является отличной заменой поливинилхлоридному профилю во время изготовления дверных с оконными системами.
Кроме фундаментов объектов, стеклопластиковый вид арматуры применяется во время устройства автодорожных полотен с тротуарами. При соблюдении строительной технологии, дорожное полотно, которое армируется элементами из композитов, не способно растрескиваться, продавливаться, собираться в гармошку на перекрестных путях.
Энергетическая сфера
Из-за отличных диэлектрических качеств, надежности, долговечности, изделия из композита широко применяются в энергетике. Их используют повсеместно по России. Зачастую, из него делаются изоляторы с корпусными крышками электротехнического с коммутационным оборудованием. Выпускаются высоковольтные пускатели с деталями ШУ, щитами и ячейками. Из него делаются стройконструкции электрических помещений. Он служит материалом для диэлектрических настилов, ограждающих панелей, коробов, фальшполовых плит, перекрытий кабельных этажей и каналов.